Объекты культурного наследия являются национальным достоянием, «золотым запасом» любого государства. Сохраняя памятники, мы сохраняем для потомков отличительные особенности, неповторимый колорит нашей Родины. Каждый памятник – это молчаливый свидетель истории, который несет в себе неповторимую индивидуальность.Мы должны сберечь по возможности все зрелые приметы материальной и духовной деятельности человеческого сообщества, превратить их в органичные элементы сегодняшней социальной и культурной действительности.

ИСТОРИЯ  СЕЛА БЕЛЫЙ КОЛОДЕЗЬ  

ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА  БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 

Село Белый Колодезь упоминается в документах 1746 года. Его первыми поселенцами были беглые от крепостного гнета крестьяне, укрывшиеся на захваченных  Волоколамским монастырем землях.  Больше всего сюда пришло людей из Войновской области Козельского уезда. Власти города Козельска были встревожены массовым бегством крестьян и специальным отношением от 13.12.1746 г. требовали выслать назад указанных в документе крестьян. Но из этого ничего не вышло. Белый Колодезь остался на месте в виде значительного поселения.

В 18 веке село называлось Большой Колодезь и одновременно Белый Колодезь. Слово «большой» является синонимом слова «белый».

Свое название село получило из-за наличия большого количества родников, бьющих из-под белых меловых холмов. На протяжении всей истории своего существования село Белый Колодезь  является многонаселенным.

Документы Российского Государственного архива древних актов в Москве указывают, что с Белый Колодезь было поселено Волокаламским монастырем Московской губернии на земле, купленной у купца-перекупщика Куликова, следует относить это к 1748г. В этом же году была основана и слобода Вейделевка.

В 1777 году в с. Белый Колодезь было 120 дворов, мужчин - 428, женщин – 180.

Жители села занимались земледелием и скотоводством. Были развиты столярное, бондарное, кузнечное, сапожное ремесла.

Образное представление о жизни и быте жителей дают многочисленные экспонаты: керамическая и металлическая посуда, домашняя утварь, предметы мебели, объединенные в реконструкции крестьянского жилища.

На рубеже XIX-XX веков в селе четыре раза в год проводились ярмарки. Здесь можно было купить все от глиняных горшков, до посуды из стекла, утюгов, самоваров.

В 1927 году в стране был взят курс на проведение коллективизации сельского хозяйства. В селе был образован колхоз АМО, который возглавил Иван Никифорович Денисков. В 1930-40 годы на территории села были сформированы 12 колхозов.

 

Красочной палитрой цветов выделяется белоколодезский праздничный крестьянский костюм.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Традиционный свадебный обряд села Белый Колодезь

Село Белый Колодезь Вейделевского района относится к территории русско-украинского пограничья, где прослеживается сложный процесс взаимодействия двух славянских народов, их взаимовлияние. На фоне этого мы сумели сохранить самобытность, характерную для традиций и обрядов данного села.

Свадьба в Белом Колодце – красочное и зрелищное обрядовое действо, включающее ряд церемоний:

благословение жениха родителями, встреча жениха в доме невесты, проводы молодых из дома невесты.

 Были использованы белоколодезские свадебные песни «Ой сборы» и «Стоят кони за воротами».

Народные игры

села Белый Колодезь

В работе содержатся общие сведения о детской народной игре. Для этого мы изучали и анализировали специальную литературу; встречались со старожилами села, чтобы записать игры, в которые они играли, будучи детьми. Проследили  за особенностями игр именно нашего села и их связью с миром взрослых.

Культура нашего села очень богата и разнообразна, поэтому мы стараемся собрать и сохранить все по крупицам. Собранный материал мы изучили и систематизировали. В работе мы попытались проследить  особенности игр, их значение, символику.

Нами собрано более 20 игр, бытующих на территории села Белый Колодезь. В основном это те же дразнилки, считалки, хороводы, обрядовые игры. Материал мы собирали на территории села Белый Колодезь, а также близлежащих хуторов: Калинин, Будённый, Соложёновка.

Изучение духовной культуры провинции необходимо в настоящее время, чтобы успеть зафиксировать еще сохранившиеся ее составные элементы, которые уходят безвозвратно с каждым годом. Игра учила и наставляла. Игра развивала и «держала в форме» все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.  Обращение к детскому игровому фольклору объясняется тем, что современные дети в связи с разрушением, к сожалению, традиционной устной культуры забывают свои корни, свои традиции. 

Актуальность исследования связана ещё и с тем, что игры, как фольклорная категория, мало изучены. 

Географические рамки исследования ограничены селом Белый Колодезь, хутором Калинин, хутором Соложёновка Белгородской области.

Хронологические рамки исследования охватывают начало и середину XX века и современное состояние традиционной народной культуры села Белый Колодезь Белгородской области.

Целью исследования является попытка расширить представления об игре, как фольклорной категории, своеобразного источника историко-культурологической информации.

Задачами настоящего исследования является попытка суммировать, обобщить  и проанализировать сведения о значении игры в жизни детей до появления телевидения, радио, компьютера, телефона. Познакомить современных детей с играми, в которые играли их бабушки и дедушки. Приобщить их к народной культуре.

 Объектом исследования  являются игры, собранные в селе Белый Колодезь

Предметом  исследования является значение игры в жизни крестьянских детей, символика игр.

Источниковой базой при написании работы стали собранные и обработанные автором  и учащимися Белоколодезской средней школы игры, считалки.    

Методы исследования:

  • встречи со старожилами  села Белый Колодезь
  • сбор материала.
  • ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Мир детства невозможно представить себе без игры. Детская народная  культура, в том числе культура детской игры, возникла и развивалась в лоне культуры взрослой. С одной стороны, детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными участниками жизни семьи, рода, села. С другой – дети по традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося жизненного строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младших поколений.

Типы народных детских игр чрезвычайно разнообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание; игры с игрушками, игры с движениями, прыгание, состязание в стойкости, игры с песнями и хороводами, домашние игры, зимние игры и т. д. 

Чтобы стать полноправным членом общества, иметь право жениться, выйти замуж, надо было помимо всех прочих знаний и умений, овладеть иносказательной речью. Загадка учила молодых приёмам такой иносказательной речи, помогала овладеть системой её образов. Человек верил, что, отгадывая загадки обо всём на свете: о небе, земле, реке, растениях, животных, – он воздействует на них, подчиняет себе. [12,381]

Ещё один тип словесной игры – скороговорки. Задача известна всем: надо быстро и чётко, не запутавшись, выговорить фразу, которая намеренно выстроена затруднённым для произношения образом. Соревновательное начало очевидно и привлекательно для детей. Традиционная детская устная культура донесла до нас игры с припевками и приговорками. Многие из них так же, как загадки, считалки, уходят своими корнями в далёкое прошлое, связаны с древними мировоззренческими представлениями. Они сохранили драгоценные свидетельства о старинных русских обычаях и обрядах, о труде и быте народа. Игры доносят до нас и древние формы брака.  (Такова игра «Бояре, мы до вас пришли…»). Такие игры  воспитывают уважение к обычаям, правилам поведения в одной из важнейших сфер жизни человека – семейной.[10,250]

Мир ребёнка формировался под неусыпным вниманием мира взрослых. Ребёнок был тесно связан с миром песен, загадок, пестушек, дразнилок, считалок. Каждый период детства сопровождался особым видом фольклора, соответствующий психологическому, эмоциональному и физиологическому уровню развития ребёнка:

  1. В грудной, младенческий период – до года – ребёнок слушал пестушки, колыбельные.
  2. С года до четырёх лет он осваивал игры и сопровождающие игру элементы: считалки, дразнилки, сам начинал подпевать, пританцовывать вместе со старшими.
  3. С четырёх лет до семи ребёнок начинал посильный труд: следил за гусями, выгонял со старшими скот и пр. отсюда в его мир входили празднично-трудовые и календарные обрядовые элементы фольклора: заклички, песни обрядового цикла, совершенствовались элементы игры.
  4. К семи двенадцати годам у ребёнка уже сложился хороший репертуар, которым он обменивается с ровесниками, играет с ними в разные детские игры и общается с природой. Растёт диапазон вокальных возможностей ребёнка.
  5. Подростковый (с двенадцати до пятнадцати лет) период увеличивает не столько его репертуар, сколько способность его оформлять, в том числе и песенно. [10, 261]

Мир детского фольклора – это все произведения фольклора, которые вошли в речевой и разговорный обиход детей. Часть детского фольклора состоит из того, что дети переняли у взрослых, часть – из того, что они сочинили сами. Другая часть детского фольклора исполняется взрослыми в тот момент, когда ребёнок ещё не может говорить.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА СЕЛА БЕЛЫЙ КОЛОДЕЗЬ

На территории Белгородской области в детской среде, несмотря на активное воздействие телевидения, радио, компьютеров, продолжают жить элементы народной культуры, что наблюдается

  • в речи (отчётливо прослушивается аканье, фрикативное «г»);
  • в детских играх;
  • в тех детских фольклорных коллективах, которые живут исключительно за счёт местного фольклорного материала.( У нас это фольклорный коллектив

В  Белоколодезских играх зафиксированы основные виды игр отечественного фольклора:

  • Для мальчиков;
  • Для девочек;
  • Для детей и взрослых;
  • Игры с природой и на природе;
  • Игры в закрытом помещении.  

За материалом мы обратились в Музей Истории села и, к сожалению, не нашли там собранных игр. Тогда мы решили встреться с жителями села и расспросить их во что играли дети 50-60 лет назад.  Мы встретились со старожилами села Белый Колодезь: Авериной Татьяной  Васильевной (1921 г.р.),  , Тарасовой Анной Петровной (1925 г.р)., Савельевой Татьяной Ивановной (1915 г.р.), Ушатовой Марией Андреевной (1931 г.р). Нами собрано более 20 игр, бытующих на территории села Белый Колодезь. В основном это те же дразнилки, считалки, хороводы, обрядовые игры.

Разнообразна по месту, пространству, хореографии, игровой задаче драматургия белоколодезских игр. Здесь можно найти игры цепочкой, либо в различных комбинациях с другими фигурами и движениями.( «Ленок» см. приложение 2), а подспудно дается масса сведений о том, как нужно выращивать лён: сеять, собирать, прясть и т. д. Игры, имитирующие сватовство («Бояре мы до вас пришли» см. приложение 10).  В них можно играть и в помещении и на улице («Птичка», «Панас» см. приложение 4,5). Есть игры просто для развлечения, так называемые приговорки. (см. приложение 6,7). Что характерно все игры связаны с миром природы. Это говорит о том, что жизнь наших предков тесно была связана с природой.

На основе собранных игр мы провели  «Посиделки» (Приложение 11). Были приглашены бабушки и дедушки  учащихся 9 класса. Пожилые люди поделились теми знаниями, которые у них есть, рассказали много интересного.

Таким образом, можно сказать, что культуре села Белый Колодезь (в частности играх) как в капельке воды отразилась вся многовековая культура русского народа.

Устная поэзия народа – драгоценное наследие нашего прошлого и в то же время – яркий документ современности, поэтому так важно бережно собирать и пропагандировать лучшие ее произведения, чтобы сохранить многообразное народное богатство для следующих поколений.

Своим рождением игра обязана целостной системе народной культуры, вобравшей в себя трудовые знания ремёсел, празднично-обрядовую систему, художественные формы и их действенную основу, язык и образы, забавы, музыкально-поэтический фольклор. И это мы увидели на примере игр нашего села.

Мы думаем, что в наш век, век информационных технологий, очень важно не забыть уходящую культуру и возрождение народной культуры необходимо начинать с изучения и анализа народного искусства, особенностей видов народного творчества каждого района, села, деревни, то есть выявления местных традиций. И то, что мы получили в наследство от наших предков, мы должны обогатить и преумножить, передать последующим поколениям.

Мы систематизировали собранный нами материал и передали в дар Музею Истории села Белый Колодезь.

Приложение

 

Приложение 1.

Игра «Будара! Будара.

 

Записано со слов Авериной Т. В., жительницы с. Белый Колодезь

Приложение 2

Игра «Ленок»

Записано со слов Авериной Т. В., жительницы с. Белый Колодезь

Приложение 3

«Платочек»

записано со слов Тарасовой А. П., жительницы с. Белый Колодезь

Приложение 4

«Птичка»

Записано со слов Савельевой Т.В., жительницы х. Будённый

Приложение 5

«Панас»

Записано со слов Савельевой Т.В., жительницы х. Будённый

Приложение 6

«Приговорка»

Записано со слов Савельевой Т.В., жительницы х. Будённый

Приложение 7

«Заюшка»

Записано со слов Ушатовой М. А., жительницы х. Соложёновка

Приложение 8

«Зайчик»

Записано со слов Ушатовой М. А., жительницы х. Соложёновка

Приложение 9

«Была в лесу»

Записано со слов Ушатовой М. А., жительницы х. Соложёновка

Приложение 10

«Бояре, мы до вас пришли…»

записано со слов Тарасовой А. П., жительницы с. Белый Колодезь

 

Приложение 11

«Посиделки»

 

Приложение 1

Будара! Будара.

Будара! Будара! Иде  ты бувала?

Коней стерегла.

А что выстерягли?

Кусок сала.

А где сало?

Мышка украла.

Под плеть убежала.

А где плети?

Вода унесла

А где вода?

Быки попили.

А где быки?

За гору поуходили.

А где гора?

Цветами заросла.

А где цветы?

Девки попорвали.

А где девки?

Замуж пооддали.

А где их мужья?

На пячи сидять, кашу едят, только ножками стучат!

(записано со слов Авериной Т. В., жительницы с. Белый Колодезь)

Приложение 2

Ленок

Уж мы сеяли, мы сеяли ленок (все машут руками)

Мы сеяли, приговаривали,

Чеботами приколачивали.(все топают ногами)

На все боки поворачивали.(все кружатся)

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький,

Не крушися, ты мой миленький.(все идут по кругу)

Мы пололи, пололи ленок.(все машут руками, будто полют)

Мы пололи, приговаривали,

Чеботами приколачивали.(все топают ногами)

На все боки поворачивали.(все кружатся)

Мы брали, мы брали ленок

Мы брали, приговаривали (показывают, что берут)

Чеботами приколачивали.(все топают ногами)

На все боки поворачивали.(все кружатся)

Мы пряли, мы пряли ленок(прядут руками)

Мы пряли, приговаривали,

Чеботами приколачивали.(все топают ногами)

На все боки поворачивали.(все кружатся)

Мы ткали, мы ткали ленок.(все ткут)

Мы ткали, приговаривали

Чеботами приколачивали.(все топают ногами)

На все боки поворачивали.(все кружатся)

(записано со слов Авериной Т. В., жительницы с. Белый Колодезь) 

Приложение 3

Платочек

В летнем садочке Оля гуляла,

Оля, Оля платочек потаряла (девочка теряет платочек)

Пойду, позову сестричку свою (берёт из хоровода любую девочку)

Ходят, ходят платочек не находят

Сестричка пришла платочек не нашла.

Оля, Оля платочек не нашла.

Пойду позову я братика своего (берёт из хоровода любого мальчика)

Ходят, ходят платочек не находят

Братик пришёл платочек не нашёл.

Оля, Оля платочек не нашла.

Пойду позову я маму свою (берёт из хоровода любую девочку)

Ходят, ходят платочек не находят

Мама  пришла платочек не нашла.

Оля, Оля платочек не нашла.

Пойду позову папу своего (берёт из хоровода любого мальчика)

Папа пришёл платочек нашёл.

На, забирай!

Забирай, да больше не теряй.

(записано со слов Тарасовой А. П., жительницы с. Белый Колодезь)

 

Приложение 4

Птичка.

(Выбирают «птичку», становятся в круг, все идут по кругу, поют)

Все: Ой, попалась птичка стой

         Не уйдешь из сети

         Не расстанемся с тобой

         Ни за что на свете

         Ой, попалась птичка стой

         Оставайся с нами

         Мы дадим тебе конфет

Чаю с сухарями.

Девочка: Ой, конфет я не клюю

                    Не люблю я чаю

                    В поле мошек я ловлю

                    Зернышки сбираю (1,2,3,)

(Девочка должна разорвать круг и выбежать. Игра повторяется. Девочка выбирает новую птичку)

(записано со слов Савельевой Т.В., жительницы х. Будённый)

Приложение 5

Панас

Одному игроку завязывают глаза, крутят, приговаривая:

- Панас, Панас, на чём стоишь?

- На камне

- Что пьёшь?

- Квас!

- Лови мух, а не нас.

Все разбегаются  в разные стороны, а Панас ловит убегающих: поймал – меняется с пойманным ролями, а если не поймал – остаётся Панасом.

(записано со слов Савельевой Т.В., жительницы х. Будённый)

 

Приложение 6

Приговорка

Белая берёзка, напни мене холодок.

Я под тем холодком напряду сорочку.

А сороки выткут,

А вороны выбелют,

А белые лебеди повымоют на воде,

А серые утки покатают трубки,

А губарый гусачок

Положить у сундучок,

А белые пташки пошьют нам рубашки.

(записано со слов Савельевой Т.В., жительницы х. Будённый)

 

<